Биология и география для обучающих классов учителя Гульнары Абдуллаевны

28.03.2020

Тема: Решение генетических задач   10 класс

 учитель Гульнара Абдуллаевна

На занятии мы изучим тему «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». Решим некоторые задачи на моногибридное скрещивание, повторим терминологию и генетические символы, которые будут необходимы для решения.

Терминология

Повторим терминологию, которую будем использовать:

Аллель – одна из двух или более альтернативных форм или состояний гена, определяющих альтернативные признаки.

Гомозиготные организмы содержат два одинаковых аллельных гена на гомологичных хромосомах.

Гетерозиготные организмы содержат два разных аллельных гена на гомологичных хромосомах.

Доминантный ген (доминантный аллель) – это один из пары аллельных генов, который в гетерозиготном состоянии подавляет проявление другого (рецессивного гена).

Доминирование – это подавление у гибридных организмов одних признаков другими.

При решении задач и составлении схем будем использовать такие генетические символы (рис. 1):

Рис. 1. Генетические символы

Для решения генетических задач необходимо правильно писать условие задачи и схему скрещивания с использованием генетических символов. Помните, что при образовании гамет в каждую гамету попадает из одной пары аллельных генов только один аллель. Гомозиготные организмы образуют один тип гамет, гетерозиготные организмы образуют разные типы гамет.

Задача 1

У мышей коричневая окраска шерсти доминирует над серой. При скрещивании чистых линий мышей с коричневой окраской с чистыми линиями мышей с серой окраской получили мышей с коричневой шерстью (рис. 2). Каковы генотипы потомства?

Рис. 2. Наследование окраски шерсти у мышей

Решение.

Родительские формы Р гомозиготные, имеют генотипы АА и аа. Мыши коричневого цвета несут доминантный ген А, серые мыши несут рецессивный ген а. Потомки первого поколения F1 гетерозиготные, получают от каждого из родителей по гену А и а. Так как ген А доминантен, все потомки будут иметь коричневую окраску шерсти (рис. 3).

Рис. 3. Схема наследования

Первый закон Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения

При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по альтернативным вариантам одного и того же признака, все потомство от такого скрещивания окажется единообразным и будет нести признак одного из родителей.

Задача 2

Скрестим двух гетерозиготных коричневых мышей поколения F1.

Решение.

Так как родительские организмы гетерозиготные Аа, они продуцируют гаметы двух типов: доминантный ген А и рецессивный ген а. Образуются генотипы, ¼ генотипов с АА, 2/4 генотипов Аа, ¼ генотипов аа (рис. 4). Все особи, которые имеют доминантный ген А, имеют коричневую шерсть, получаем расщепление в F2 по окраске шерсти 3:1.

Рис. 4. Схема наследования

Второй закон Менделя – закон расщепления:

- по генотипу – 1:2:1;

- по фенотипу – 3:1.

Задача 3

У пшеницы ген карликового роста доминантен над геном нормального роста. Определите, какое будет потомство при скрещивании гомозиготной карликовой пшеницы с нормальной пшеницей и какое будет потомство при скрещивании двух гетерозиготных карликовых растений пшеницы.

Решение.

При скрещивании карликовой АА и нормальной пшеницы аа карликовая пшеница дает гаметы с геном А, нормальная пшеница дает гаметы с геном а. Потомство F1 получится карликовым Аа, так как потомки гетерозиготные (рис. 5).

Рис. 5. Схема наследования

При скрещивании двух гетерозиготных организмов карликовой пшеницы Аа образуются от родительских форм два типа гамет, А и а. Сочетание этих гамет дает три генотипа: ¼ с генотипом АА, 2/4 с генотипом Аа, ¼ с генотипом аа (рис. 6)Снова получаем соотношение по росту 3:1.

Рис. 6. Схема наследования

Задача 4

У томатов ген, который дает красный цвет плодов, доминирует над геном, отвечающим за желтую окраску плодов. При скрещивании красных томатов между собой получено 9114 растений с красными плодами и 3021 растений с желтыми плодами (рис. 7). Каковы генотипы родителей и потомства?

Рис. 7. Наследование окраски плодов томатов

Решение.

Растения с красными плодами могут иметь генотипы АА или Аа. Если бы растения имели генотип  АА, то в поколении F1 не наблюдалось расщепление (рис. 8).

Рис. 8. Схема наследования

Если бы у одного из родителей был генотип АА, а у другого Аа, то в результате их скрещивания расщепления не было (рис. 9).

Рис. 9. Схема наследования

По условию задачи можно заметить, что происходит расщепление в первом поколении в соотношении 3:1. Это значит, что растения гетерозиготные и имеют генотип Аа. Следовательно, образуют гаметы А и а. При их слиянии образуются генотипы АА, Аа, аа и соответствуют соотношению по окраске 3:1 (рис. 10).

Рис. 10. Схема наследования

Заключение

Закономерности Менделя прослеживаются и у человека, например наследование цвета глаз, волос и некоторых наследственных заболеваний. Исследования доказали, что голубые глаза рецессивные, а темные доминантные. Соответственно, у голубоглазых родителей рождаются дети только с голубыми глазами (рис. 11).

Рис. 11. Наследование голубого цвета глаз

В браках родителей с темными глазами, если оба родителя или один являются гомозиготными, рождаются темноглазые дети (рис. 12).

Рис. 12. Наследование темного цвета глаз

Если оба родителя гетерозиготные, дети могут иметь темные и голубые глаза (рис. 13).

Рис. 13. Наследование цвета глаз от гетерозиготных родителей

Домашнее задание

1.    О чем гласит первый закон Менделя?

2.    Дайте определение доминантному гену.

3.    Что такое доминирование?

6 в класс биология        учитель Гульнара Абдуллаевна                                                                                                             Тема урока : Рост и развитие растений

Тип урока: дистанционное обучение

Цель : изучить рост и развитие растений и его распространении

Содержание урока

Открыть тетради  записать число по расписанию урока и тему урока

План

                      1.Прочитать  учебник на странице 145 ,   уметь ответить на вопросы

-что называется индивидуальным развитием?

2. На странице146 рассмотреть рисунки(сделать запись в тетрадях,написать с картинок какие растение вы видите на иллюстрациях?).

СУМЕТЬ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ

Знакомство с растениями у вас сформировало о развитии зародыша в семени.

- как зародыш защищен от неблагоприятных условий внешней среды?

- что происходит после созревании семян?

Как распространяется в природе?(рис. На стр. 146 )

-что происходит после попадание в почву?

- как прорастает семя и что необходимо для его развития(рис. На стр. 147)

- какие два типа прорастания семян вам известны?

Образовавщие растения называют проростком. – Как происходит дальнейшее развитие проростка( рассмотреть рисунки на стр. 149).

Рис. Подземное прорастание

рис. Надземное прорастания

 рис. Опыт с удалением эндосперма.

Выводы(письмено в тетрадях)

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ ПО РАБОЧИМ ТЕТРАДЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

 

 

 

5 А КЛАСС, 5 Б КЛАСС, 5 В КЛАСС  БИОЛОГИЯ        учитель Гульнара Абдуллаевна                                                                

  ТЕМА УРОКА   ТРИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ                                                                                                                Тип урока: дистанционное обучение

Цели:

1.Предметная: умеет сравнивать среды обитания и определять приспособления живых организмов к данным средам.

2.Межпредметная: умеет анализировать и находить причинно - следственные связи.

Содержание: Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица Вы готовы начать работу? мы будем сегодня изучать…

-стихотворение  Леонида Олюнина:

Спросили у Мухи  – глазастой и бойкой: 
– Скажите, чем вас привлекает помойка? 
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения. 
И Муха ответила –  честно, открыто: 
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто. 
Легко здесь живётся, и просто – с питанием: 
Это моя среда обитания.

- (Будем изучать среду обитания)

–А где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?

- (В воде, на земле и в почве).

- Значит не одна среда обитания. Вспомните из начальной школы, какие бывают среды обитания?

- (Наземно-воздушная среда, водная среда и почвенная среда).

- Сформулируем тему урока.

- (Три среды обитания). Открываем учебники и читаем текст на стр. 106  до конца и внимательно.

Молодцы. Закрепим наши знания  я предлагаю выполнить самостоятельную работу.

Открываем тетради записываем тему урока . выполняем задание письмено

1.Выпишите буквы, обозначающие названия сред обитания и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
1.Кенгуру 2. Волк. 3. Акула 4. Крот. 5.Шмель 6. Рак. 7. Личинка майского жука. 8. Стрекоза 9. Щука. 10. Клубеньковые бактерии.  

2. Выберите правильный ответ. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно: А) тепла; Б) углекислого газа; В) света; Г) почвы.

3. Выберите правильный ответ. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито:

 А) зрение; Б) обоняние; В) слух; Г) вкус.  

А теперь выполним задания по рабочим тетрадям по данной теме 

И так мы ознакомились со средой обитания (Наземно-воздушная среда, водная среда и почвенная среда).

 Дополните «Облако тегов»:

Сегодня я узнал (узнала) …
Было интересно узнать, что …
Было трудно …
Я выполнял задания …
Теперь я могу…
Я научился (научилась) …
У меня получилось …
Я смог (смогла)…
Меня удивило…

                                    

7 в класс 7 б класс биология учитель Гульнара Абдуллаевна                    Тема урока Тип хордовые

Тип урока дистанционное обучение

Цель урока: раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания; сформировать умение отличать беспозвоночных и хордовых животных, низших и высших хордовых животных.

Содержание урока: Какие типы животных нам уже известны?

Расположите типы животных в порядке их эволюции: кишечнополостные, иглокожие, простейшие, круглые черви, членистоногие, губки, плоские черви, кольчатые черви, моллюски. (задание на слайде флипчарта)

Почему животных этого типа относят к беспозвоночным?

Но эволюция на этом не завершила свое развитии. Предположите, какие животные появились вслед за беспозвоночными?

 

Тип хордовые- это новый тип, например  (рыбы, земноводные,пресмыкающиеся, птицы.и млекопитающие..)

- Что общего у этих животных? Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых?

— Мы начинаем изучать следующий тип животных, который является самый высокоорганизованным типом животных, тип Хордовые.

Что бы вы хотели узнать об этих животных?

 К типу хордовых относятся низшие хордовые и высшие. 

 

Открыли учебники прочитаем текст на стр.176-178

В конце 17 века в одну из своих многочисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Пётр Симон Паллас на небольших глубинах Чёрного моря обнаружил неизвестное животное, Он принял его за моллюска и назвал «ланцетовидным слизнем». Но, внимательно изучив это животное, учёный сделал заключение, что по общему типу строения оно скорее напоминает рыбу. Его и причислили было к рыбам в качестве наиболее примитивной упрощённой формы.

Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский учёный А.О. Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоноч-ными животными. Благодаря работам  А.О. Ковалевского это животное стало одним из самых популярных. Оно привлекало и привлекает до сих пор к себе внимание многих учёных – биологов и философов. Причина такого внимания заключается в том, что этот организм способствует развитию понимания происхождения позвоночных животных. Из всех существующих животных ланцетник ближе всего стоит к древним предкам. Систематическое положение этого животного около ста лет было неопределённым.

Учебный диалог.

- Как называется животное, занимающее промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными? Почему дано такое название? (работа с текстом учебника)

- Какие знания об этом животном привлекли к нему большое внимание со стороны учёных?

- Что значит занимать промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными?

- Каких животных называют беспозвоночными?

- Каких животных называют позвоночными?

- Каких вы знаете позвоночных животных?

- А к какой группе животных относится ланцетник? (проблема).

Открываем тетради пишем число и тему урока

С учебника срисовываем рис. Ланцетника изучаем его

       

 Закрепление знаний.

   

Вставьте пропущенные слова:

Ланцетники относятся к подтипу ……….. Внутренний скелет ланцетника состоит из ……. Над хордой расположена ……………… трубка. Кровеносная система ……………… типа. Пищеварительная система расположена под ……….. .

                                                 

Тема урока   Надкласс рыбы            

  7 в класс 7б класс учитель Гульнара Абдуллаевна

Тип урока дистанционное обучение

Цель урока: Цель урока: рассмотрение общих черт рыб, раскрытие особенностей строения

представителей надкласса рыб (самого распространенного среди

позвоночных) в связи с обитанием в водной среде,

продолжить формирование понятия о приспособленности организмов

к среде обитания;

продолжить формирование навыков работы с текстом и рисунками

учебника, с тетрадью и навыков .

содержание

 

Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку.

Темой сегодняшнего урока будет: Общая характеристика Надкласса рыб.

Внешнее строение рыб.

На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с представителями самого

распространенного среди позвоночных животных – Надклассом рыб,

мы выясним, откуда пошло такое выражение – «чувствует себя как рыба в

воде», а также ответим на вопросы:

1) Почему рыба скользкая?

2) Зачем рыбе чешуя?

3) Есть ли у рыбы паспорт?

4) Существует ли вещество страха?

Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, мы рассмотрим

внешнее строение рыб и познакомимся с его особенностями, связанными

с водной средой обитания.

В качестве закрепления вы выполните лабораторную работу, а в конце

урока вас ждет небольшой тест, который поможет узнать насколько хорошо вы

усвоили новую тему. ОТКРЫЛИ УЧЕБНИКИ НА СТР. 179

 

Рыбы, который включает более 20 тыс. современных видов. Надкласс Рыбы

подразделяется на два класса: класс Хрящевые рыбы и класс Костные рыбы

по основному критерию – веществу, из которого состоит внутренний скелет –

или хрящ, или кость. Хрящевые рыбы – это обитатели морских просторов и

океанских глубин – акулы и скаты. А вот с представителями класса Костных

рыб вы хорошо знакомы и можете их назвать, т. к. они обитают не только в

соленых, но и в пресных водоемах.

Ученики: вобла, сазан, щука, окунь, сом, карась, лещ.

Рыбы заселили все водоемы на Земле: моря и океаны, реки, озера и пруды.

Их можно встретить и на глубине больше 10 тыс. м в океане и на высоте 6тыс.

метров в горных и подземных озерах. Каждый вид рыб имеет свое место

обитания, например ( рис. 116) треска и тунец обитают в толще воды, в

поверхностном слое живет летучая рыба, а на дне – камбала.

Многообразие условий жизни в воде повлияло на облик рыб, их биоло-

гические особенности, поэтому рыбы имеют разнообразные формы тела и

множество приспособлений как во внешнем строении, так и в строении

внутренних органов.

2Внешнее строение рыб.

Давайте рассмотрим внешнее строение рыб на примере костной рыбы.

Тело рыб имеет обтекаемую форму и состоит из трех отделов.

Найдите на рисунке по учебнику эти отделы и назовите их.

Ученики: Голова, туловище и хвост.

Учитель: Тело большинства рыб покрыто чешуей, которая представляет собой

тонкие костные пластинки. налегающие друг на друга как черепица на крыше

домов. Один край чешуйки погружен в кожу, в которой она образуется.

Давайте возьмем чешую и с помощью лупы рассмотрим её.

Что вы видите на ней?

Ученики: На чешуе видны годовые кольца.

Учитель: По этим кольцам можно определить возраст рыбы, а еще вид рыб и её

состояние – здорова ли она. А теперь ответьте мне, есть ли паспорт у рыб?

Ученик: Чешую рыб можно назвать своеобразным «паспортом».

Учитель: В коже рыб находится много желез, из которых выделяется слизь, покрываю

щая все тело рыбы. Поэтому рыбы такая скользкая. Но слизь выполняет мно-

жество функций: защита от бактерий, от хищников ( ядовитая слизь). А также

в слизи содержится вещество, служащее сигналом в случае нападения хищника

на стаю рыб.

На теле рыб хорошо заметны несколько плавников.

Задание: На рис. С учебника  найдите плавники и перечислите их. В тексте учебника найдите

ответ на вопрос: какие функции выполняют плавники у рыб?

Учитель: Позади брюшных плавников находятся три отверстия: анальное, половое и

мочевое, через них во внешнюю среду выделяются продукты жизнедеятельности.

Могут ли рыбы видеть без глаз?

По бокам тела в чешуе видна боковая линия – своеобразный орган

чувств у рыб. Он представляет собой канал, лежащий в коже и имеющий мно-

жество рецепторов, воспринимающих давление и силу течения воды, электро-

магнитные поля живых организмов, а также неподвижные предметы за счет волн

отходящих от них. Поэтому в мутной воде и даже в полной темноте рыбы прекра-

сно ориентируются и не натыкаются на подводные объекты.

Кроме органа боковой линии у рыб имеются органы чувств, расположен-

ные на голове. В передней части головы находится рот, которым рыба захваты-

вает пищу и втягивает воду, необходимую для дыхания. Выше рта расположены

ноздри – орган обоняния, с помощью которого рыба воспринимает запахи

веществ, растворенных в воде. По бокам головы находятся глаза, довольно боль-

шие с плоской поверхностью – роговицей. За ней скрыт хрусталик. Рыбы видят

на близком расстоянии и хорошо различают цвета.

На поверхности головы рыбы не видно ушей, но это не значит, что

рыбы не слышат. У них есть внутреннее ухо в черепе, что позволяет им слышать

звуки. Рядом расположен орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает

положение своего тела и не переворачивается.

Учитель: 3. Рассмотрев внешнее строение рыбы нам необходимо отметить особенности,

являющиеся приспособлением к обитанию в водной среде.

IV. Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы.

Учитель: Для закрепления изученного материала на уроке вы выполните

лаб. работу № 7 на стр. 156. Прочитайте название и цель работы, познакомь-

тесь с заданиями и выполните их в тетради. Вы можете использовать данные

таблицы в своей работе. В конце работы сделайте вывод. На работу вам

отводиться 5-7 минут.

V. Какой вывод вы сделали?

Обобщение и систематизация знаний.

Рыбы имеют множество приспособлений во внешнем строении,

они позволяют им выжить в водной среде, дает преимущества и

позволяет процветать им как самой многочисленной группе позвоночных

животных.

.

Давайте подведем итоги урока и вспомним основные моменты урока.

Вопросы: 1) Какие классы животных мы сегодня изучали?

2) Что вы узнали о рыбах?

Учитель: Таким образом, рыбы настолько хорошо приспособлены к среде обитания,

что человек использовал их в выражении «чувствует себя как рыба в воде»,

чтобы подчеркнуть, что человек находиться в своей стихии и чувствует себя

очень хорошо.

X. Задание на дом.

Страница учебника с179-189

 

Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб». (7 класс)

 

Выберите правильные ответы:

 

1. Рыбы – это животные, которых относят к:

А – одному классу

Б – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы

В – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы

Г – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные

рыбы, Костистые рыбы.

2. Рыбы приспособлены к среде обитания:

А – дышат жабрами

Б – имеют хорду

В – имеют головной и спинной мозг

Г –парные конечности имеют форму плавников

3. Из каких отделов состоит тело рыб:Хочу такой сайт

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники

4. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей

В – имеет много слизистых желез

Г – не имеет покровных образований

5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:

А – обоняния

Б – осязания

В – только ощущения глубины погружения

Г – ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды

7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски

8. Рыбы относятся к типу:

А – хордовых

Б – полухордовых

В – бесчерепных

Г – позвоночных

                                                 

7 в класс учитель Гульнара Абдуллаевна

Тема урока «Северная Америка: географическое положение»

Тип урока: дистанционное обучение

Цель урока:

Формирование у учащихся представлений и знаний о физико-географическом положении Северной Америки и влиянии ГП на природу материка.

Задачи урока:

1.      Закрепить умения самостоятельно подбирать карты для выполнения заданий

2.      Закрепить умения ориентирования по карте и выполнение географических задач по ним.

3.      Познакомиться с номенклатурой географических объектов материка

4.      Закрепить умения давать характеристику ГП по плану и делать выводы, сравнивать ГП материков

5.      вспомнить и разобрать новые термины и понятия по данной теме

6.      продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи

Термины и понятия:

Умеренные широты, тропики, полярные круги, экватор, крайние точки, береговая линия, полушария, части света, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров.

План урока.

1.      ЗАДАНИЕ НА АКТИВИЗАЦИЮ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВКЛЮЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УРОК ГЕОГРАФИИ.

распределить (классифицировать) географические объекты по трём различным группам

                                                                   1. Море Бофорта

2.      Атлас

                                                                  8. Средиземное море

3.      Сахара

                                                                   9. Эфиопское нагорье

4.      Магелланов пролив

                                                                    10. Великие равнины

5.      Кордильеры

                                                                    11. Карибское море

6.      Бразильское плоскогорье

   

Ответы:

По материкам –

По географическому положению – 4,7,8,11

По рельефу- 1,2,3,5,6,9,10

 

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Записать тему и дату .

3.1. Раздать выборочно учащимся карточки. самостоятельно по учебникам.

Карточка – географическое положение Северной Америки.

Задание: продолжи предложения.

1. СА занимает ___ место по площади среди других материков.

2. СА не пересекает ___________, _______________________________, _____________________, _________________________________.

3. СА пересекает ___________________________________, _____________________________________.

4. СА лежит в ______________ и ________________ полушариях.

5. СА с запада омывается __________________ океаном.

6. СА с востока омывается _______________________________ океаном.

7. СА с севера омывается ___________________________________________ океаном.

8. СА соединяется с ЮА _____________________ каналом.

9. СА разделяется от Евразии ___________________ проливом.

10. СА входит в часть света _________________.

 

Знать крайние точки материка Северной Америки( работа с картой)

Вот крайние точки Северной Америки:

Северная точка — мыс Мёрчисон, 71°50′ с. ш. 94°45′ з. д.

Южная точка — мыс Марьято, 7°12′ с. ш. 80°52′ з. д.

Западная точка — мыс Принца Уэльского, 65°35′ с. ш. 168°05′ з. д.

Восточная точка — мыс Сент-Чарльз, 52°24′ с. ш. 55°40′ з. д.

 

. Номенклатура и определение по карте географических координат и расстояний, крайних точек, взаимопроверка карточек по  – задания по вариантам.

а) Номенклатура по карточкам: моря, заливы, проливы, острова и полуострова - первый вариант

Заливы

1.      Ч___________________

2.      Б___________________

3.      Б__________________

4.      Б__________________

5.      К__________________

6.      Г__________________

7.      С__________________

 

1. Г________________

2. М________________

3. К________________

4. А________________

5. Святого Л_____________

 

острова

полуострова

1.      Большие А__________________

2.      Н______________________

3.      Б________________ Земля

4.      К_________________ Арктический архипелаг

5.      А_________________

 

1. А________________

2. К____________________

3. Ю_________________

4. Ф_________________

5. Л__________________

проливы

 

1.      Б_______________

2.      Г______________

3.      Д______________

4.      Д_______________

   

б) Крайние точки – второй вариант:

в) Определение расстояний с севера на юг по 100 меридиану и с запада на восток по 40 параллели –третий вариант

(78-17)*111=61*111=6771км

(124-74)*85,4=4270км

·         Контурная карта стр.7 – объекты ГП

   

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

·         Работа с терминами: умеренные широты, полезные ископаемые, тропики, полярные круги, экватор, покровное оледенение, карст, пещера, магматические полезные ископаемые, гейзеры, гейзерит, платформа, фундамент, складчатость, осадочные полезные ископаемые, крайние точки, береговая линия, полушария, тектоника, рельеф, части света, море, залив, пролив, остров, архипелаг, полуостров.

·          

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – записываем в тетради, а дневниках см. тетрадь

·         Параграф 42 прочитать,  пересказать

·         Характеристика ГП материка

·         Знание номенклатуры географических объектов по ГП материка,

·         Контурная карта стр.7 – объекты ГП

 

6. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Геологическое строение и рельеф Северной Америки 

7 в класс учитель Гульнара Абдуллаевна

 

Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении и разнообразии рельефа Северной Америки.

 Тип урока: дистанционное обучение

Средства обучения: учебник 7 класса Е.М.Домогацких «География материков и океанов», атлас 7 класса, настенная карта «Физическая карта Северной Америки», презентация, контурная карта «Северная Америка»

 

Этап урока

   

Проверка знаний

.

Определение уровня усвоения материала предыдущей темы.

– На прошлом уроке мы с вами прошли тему Географическое положение и история открытия Северной Америки.  Перед тем, как изучить новую тему, давайте проверим, на сколько, мы усвоили предыдущий материал.

 

Учитель:

- Посмотрите на физические карты Северной и Южной Америки, какие сходства в рельефе вы заметили?

- На ваш взгляд, на каком материке рельеф более сложен и разнообразнее?

-Цель нашего урока выяснить, что повлияло на формирование рельефа материка Северная Америка     А еще мы узнаем, какое отношение имеют джинсовые брюки к теме сегодняшнего урока.

Записывают в рабочих тетрадях число и тему урока.

Учащиеся изучают физическую карту, определяют сходства двух материков и отвечают на вопросы учителя.

- Сходство двух материков в том, что на западе – горы, на востоке равнины

- Рельеф материка Северная Америка более сложен и разнообразнее.

Открываем учебник на странице 126 ,прочитав текст Геологическая история
запоминаем: пангея ,западная часть занимают горы ( какие) ,восточная равнины,литосферные плиты (какие)и крупный разлом земной коры.

Возвращаемся к учебникам на странице 127 (изучаем равнинную часть материка, работаем картой)

Ключевые слова приМексиканская низменность, Центральные и Великие равнины.по тексту ознакомиться с горным рельефом Северной Америки и полезными ископаемыми.

 

Учитель: Кордильеры состоят из нескольких горных хребтов, назовите их с помощью карты атласа.

- Кордильеры - один из крупнейших на Земле складчатых поясов. Высшая точка - гора Мак-Кинли - названа в честь одного из президентов США Уильяма Мак-Кинли.

Найдите эту точку у себя на карте и назовите ее высоту, впишите в таблицу.

 

К югу от Большого бассейна находится самая глубокая впадина материка Долина Смерти – 86 м.

В южной части Кордильер находится самый высокий действующий вулкан Орисаба, ее высота 5610 м.

 

Как мы видим, здесь больше встречаются рудные полезные ископаемые, то есть металлы. Много месторождений золота и серебра. Первый раз золото нашли в Сев. Америке в середине 19 века. в Калифорнии. Тогда тысяча американцев ринулись сюда мечтая разбогатеть. Но золото скоро кончилось. Зато сказочно разбогател портной, который сшил для золотоискателей удобные и прочные брюки с металлическими заклепками в карманах. Вы конечно же, узнали так популярные сегодня джинсы

 

Закрепление

- Молодцы! Ребята, а теперь давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Цель нашего урока: Выяснить, что повлияло на формирование рельефа материка Северная Америка.

 

- Достигли ли мы цели нашего урока? Сможем ли мы ответить на этот вопрос?

Дети самостоятельно формулируют общий вывод урока:

Разнообразие рельефа материка взаимосвязано с внутренним строением материка: границам материка соответствуют горные системы, платформе – равнины. Великий ледник повлиял на формирование мелких форм рельефа: овраги, речные долины, холмы и т.д.

 

Домашнее задание

§ 43

Работа с картами

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 КЛАСС       ГЕОГРАФИЯ    учитель Гульнара Абдуллаевна

 

Тема урока: Всемирные экономические отношения

 A1. Укажите верное утверждение.

1) Транспорт является основой МГРТ.
2) Объем и структура перевозок отражают уровень и структуру экономики страны.
3) Транспорт способствует специализации и кооперированию предприятий.
4) Все утверждения верны.

А2. Какие страны отличаются наибольшей длиной железных дорог?

1) США, Россия, Индия, Китай
2) Турция, Польша, Бельгия
3) Саудовская Аравия, Иран, Ирак
4) Япония, Италия, Греция

А3. Какой порт занимает первое место по грузообороту в Европе?

1) Гамбург
2) Роттердам
3) Генуя
4) Амстердам

А4. Какой транспорт является главным загрязнителем атмосферы?

1) авиационный
2) автомобильный
3) железнодорожный
4) морской

A5. Укажите вид услуги по покупке и продаже патентов и лицензий.

1) создание совместных предприятий
2) содействие в капитальном строительстве
3) научно-техническое сотрудничество
4)туризм

В1. Дополните предложение.

Соотношение стоимости импорта товаров в страну и экспорта товаров за один год называется … .


A6 Укажите верное утверждение.

1) Транспорт развитых стран отличается высокой густотой транспортной сети.
2) В развивающихся странах транспорт развивается быстрыми темпами.
3) В развитых странах преобладает 1-2 вида транспорта.
4) Наибольшая длина железных дорог характерна для стран Европы.

А7. Какие страны являются лидерами по тоннажу флота?

1) США и Япония
2) Либерия и Панама
3) ФРГ и Великобритания
4) Италия и Греция

А8. Какой морской порт занимает первое место по грузообороту?

1) Шанхай
3) Сингапур
2) Роттердам
4) Марсель

А9. Укажите морской канал, сокращающий путь из Атлантического океана в Тихий.

1) Кильский
2) Суэцкий
3) Панамский
4) Каракумский

A10. Какие страны занимают лидирующие позиции в туристическом бизнесе?

1) США, Китай, Индия
2) Франция, Испания, Италия
3) Греция, Россия, Болгария
4) Египет, Турция, Тунис

В2. Дополните предложение.

Район или город с выгодным ЭГП, для которого устанавливается льготный налоговый и таможенный режим, называется … .

                               

11 класс Тема урока: Глобальные проблемы современного мира

учитель Гульнара Абдуллаевна

Тестовые вопросы:

1) Истощение озонового слоя приводит

  1. к снижению рН почв
  2. увеличению потока ультрафиолетовых лучей
  3. подкислению водоемов
  4. все ответы верные.

2) Смог вызывает

  1. обострение респираторных заболеваний
  2. раздражение глаза
  3. ухудшение физического состояния
  4. все ответы верные

3) Увеличение сезонного протаивания грунтов в районах с вечной мерзлотой связано

  1. с «парниковым эффектом»
  2. с кислотными осадками
  3. с озоновой дырой
  4. все ответы верные

4) Для решения проблемы озоновых дыр необходимо

  1. прекратить использование хлорфторуглеводородов
  2. прекратить использование газа
  3. прекратить использование нефти
  4. прекратить использование хлора.

5) Для решения проблемы выпадения кислотных осадков необходимо

  1. устанавливать фильтры
  2. устанавливать ловушки
  3. промывать высокосернистые угли
  4. все ответы верные.

6) Озоновая дыра над Антарктидой была обнаружена в

  1. 1980 г
  2. 1984 г
  3. 1990 г
  4. 1995 г.

7) Первый экологический кризис возник

  1. в связи истощением естественных запасов плодов
  2. перепромыслом крупных животных
  3. в результате сведения лесов
  4. в результате засоления почвы.

8) Что может служить серьезным предупреждением об экологической опасности тем, кто рассматривает глобальные проекты вмешательства в жизнь Мирового океана?

1.       Осушение мелководий и превращение их в сельскохозяйственные угодья

2.       Создание искусственных островов для строительства промышленных предприятий и  городских районов

3.       Перекрытие плотиной пролива, связывающего залив Кара-Богаз-Гол с Каспийским морем

4.       Создание морских ферм и огородов

9) Какие производства относятся к «грязным»?

1.       Ресурсоемкие

2.       Ресурсосберегающие

3.       Оба типа производства

4.       Производства, дающие наибольший выход загрязнителей на единицу произведенной  продукции

10) Какие виды природных ресурсов подвергаются наибольшему использованию в развитых странах?

  1. Земельные, лесные, водные, минеральные
  2. Ресурсы Мирового океана, земных недр, вторичные ресурсы
  3. Геотермальные, рекреационные, промысловые
  4. Водные, земельные, биологические

 

Вопрос с развернутым ответом

1) Что такое Глобальные проблемы современности? Назовите их особенности.

Максимум – 5 балла

(это проблемы, стоящие перед человечеством, требующие интеграции усилий человечества для их решения и угрожающие существованию человечества – 2 балл; Особенности: - носят планетный характер,– 1балл - угрожают всему человечеству, 1 балл  - требуют коллективных усилий мирового сообщества. – 1 балл

2)  Перечислите виды глобальных (не более пяти) проблем и их содержание.

Максимум 10 баллов

Ответы:

(1. кризис отношения к природе (экологическая проблема): – 1 балл. Исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания – 1 балл

2. экономический кризис. Необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающими странами «третьего мира»,

3. политический кризис: развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты, Задачей человечества является предотвращение угрозы новой мировой войны и борьба с международным терроризмом,

4. кризис условий выживания человека: истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ,

5. демографический кризис (проблема народонаселения): неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах. Требуется стабилизация демографической ситуации на планете,

6. угроза термоядерной войны: гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий,

7. проблема охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа, наркомании,

8. кризис духовности человека: идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков.)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.03.2020

Дата обновления: 08.04.2020

Дата публикации: 28.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87231) 5-19-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».