Биология и география для обучающих классов учителя Заремы Конак-Мурзаевны

28.03.2020

6 класс

Контрольное обобщение по теме: «Размножение, рост и развитие организмов»

Вариант – I.

I.                   Каковы особенности бесполого размножения растений и животных?

 Приведите примеры.

II. Размножение – это:                                                                                                                                                                                        1. Увеличение количества растений  

    2. Увеличение размера организма                 

   3. Образование новых побегов            

      4. Увеличение численности организмов

III. Как происходит половое размножение у цветковых растений?

Как называются половые гаметы у растений?

IV. Оплодотворение – это процесс:                                                                                                                                                                     1. Развитие оплодотворенного яйца                                                                                                                                                           2. Слияние яйцеклетки и сперматозоида                                                  

 3. Образование половых клеток

4. Рост половых гамет

 

V. Семена развиваются из семязачатков, которые находятся:                                                                                                                                                                    А – в тычинке

Б – в завязи пестика    

 В – в пыльнике

 Г – на рыльце пестика                       

    VI. За счет чего происходит рост корня и побега у растений?Какой процесс у растений называют онтогенезом?                 

       VII. Какое развитие насекомых называют развитием с неполным превращением?Приведите примеры.

VIII. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.                                                                                                                                              Оплодотворение у растений происходит после процесса(А) ___________ . У цветковых растений мужские гаметы образуются в  (Б)_________ и называются (В) ________________. Плод с сочным околоплодником распространяется(Г) ___________.По годичному кольцу дерева можно определить, (Д) _____________, (Е) _____________ , (Ж) ________________.

Перечень слов1 – тычинка                     6 – яйцеклетка11. условия жизни                     2 – пестик7 – животными                    12. возраст3 –семязачаток8 – ветром4 - спермии                9 – стороны света          5 - опыление                  10 –сперматозоид

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

             

 

IX. Увеличение массы тела организма – это проявление следующего жизненного свойства:                                                                                                       А – роста                         Б – движения     В – раздражимости             Г – размножения

X. Почему никотин опасен для развивающегося зародыша и в целом на здоровье человека?

 

 

 

 

Контрольное обобщение по теме: «Размножение, рост и развитие организмов»

Вариант – II.

I. Каково биологическое значение полового размножения организмов? Приведите примеры.

II. Размножить клубнем можно:                                                                                                                                                                                 1. лук               2. морковь                   3. картофель      4. Тюльпан          

 III.Чем бесполое размножение отличается от полового?IV. Различают два способа размножения растений:                                                                                                                                                                     1. Вегетативное и семенное       

  2. Усами и луковицами         

  3. Клубнем и глазками

4. Ветром и животными

V. За счет чего происходит рост всех органов у животных? Какой процесс у растений называют онтогенезом?                                                                                                                             VI. Опыление - это:   

    А – слияние мужских и женских половых гамет   

   Б – развитие зародыша       

 В- образование пыльцы в тычинках

 Г –перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика

VII. Какое развитие насекомых называют развитием с полным превращением?Приведите примеры.

VIII. Вставьте в текст пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

При оплодотворении у животных, происходит слияние (А) ___________ и (Б)____________. У цветковых растений женские гаметы образуются в  (В)_________. Плод с парашютиками распространяется(Г) ___________.Вегетативным способом растение может размножаться с помощью, (Д) _____________, (Е) _____________ , (Ж) ________________.

Перечень слов                                                                                                                                                       1 – тычинка                                                       6 – яйцеклетка                     11. условия жизни                                                                                  2 – пестик                                                          7 – животные   12. опыление                                                                             3 – семязачаток                                                 8 – луковица                        13.ветер                                                                    4 - спермии                                                        9 – стороны света                14. черенок          5 - сперматозоид10 - возраст15. клубень

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

             

IX. Увеличение размеров тела организма – это проявление следующего жизненного свойства:        

       А – роста       

       Б – движения                  

       В – раздражимости            

        Г – размножения                                                                      

     X. Почему алкоголь опасен для развивающегося зародыша и в целом на здоровье человека?

   

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 2

« Тип Членистоногие»

 

Часть А

Выберите один правильный ответ

 

1. Тело членистоногих имеет наружный покров

1. роговой                   2. хитиновый

3. кожный                  4. чешуйчатый

2. Для Типа Членистоногих характерно

1. двусторонняя симметрия

2. лучевая симметрия

3. многосторонняя симметрия

4. нет правильного ответа

3. Глаза у членистоногих                                                                          рис. 1

1. у всех сложные               

  2. у всех простые

3. сложные, только у ракообразных и насекомых

4. сложные, только у паукообразных

4. Кровеносная система у членистоногих

1. замкнутая                        

2. незамкнутая

3. у большенства замкнутая

4. у большенства незамкнутая

5. Нервная система

1. диффузного типа                                                                                            рис. 2

2. диффузно – узлового типа                                                       

3. узлового типа

4. нет правильного ответа

6. Органы выделения у членистоногих

1. мальпиговы сосуды, зелёные железы

2. почки и зелёные железы

3. почки и мальпиговы сосуды

4. органы выделения отсутствуют

7. Представители ракообразных обитают

1.только в водной среде

2. как в воде, так и на суше

3. в воде и за редким исключением на суше

4. в почве.

8.  Назовите   орган речного рака , обозначенный цифрой 3  на рисунке 1

1.  ходильные ноги                    2. плавательные ноги                                               рис. 3

3. клешни                                   4. брюшко

9. Сердце на рисунке 2 показано цифрой

1. 1                                             2. 3

3. 2                                             4. 4

10. Ногощупальца на рисунке 3 обозначено цифрами

1. 4                                            2. 2

3. 5                                            4. 2

11. Назовите орган паука, обозначенный цифрой 5

 на рисунке 4

1. яичники                                 2. паутинные железы

3. печень                                   4. мальпигиевы сосуды                                                 рис. 4

 

 

12.  Назовате орган насекомого, обозначенный цифрой 10 на рисунке 6

1. брюшко                                        2. туловище

3. дыхальца                                     4. членики

13. Яичник на рисунке  7 обозначен цифрой

1. 10                                             2. 5

3. 14                                             4. 9

14.У какого насекомого нет крыльев?

1. У жука-плавунца;                     2.  у блохи;

3.у стрекозы;                                 4. у малярийного комара.

15.Какое из перечисленных животных НЕ относится к

отря­ду двукрылых?

1. медведка                                         2. овод                                                                                    рис. 5

3.комнатная муха                               4.комар-пискун.

16. Какой тип ротового аппарата у бабочек?

1.Грызущий                                       2.сосущий

3.лижущий                                        4.колюще-сосущий.

17.Какова роль медведки в природе и в жизни человека?

1. Регуляция численности других насекомых;

2.переносят заболевания;

3.вредители сельскохозяйственных растений;

4.являются паразитами человека.

18. Какое насекомое относится к отряду Прямокрылые                             

1. Кобылка                                          2. таракан

3. подёнки                                           4.уховёртки                                                           рис. 6

19. Отряд насекомых, у личинок которых для захвата добычи имеется специальный орган – маска

1. отряд  Вши                                      2. отряд Жуки

3. отряд Стрекозы                              4. отряд Бабочки

20. К  какому отряду насекомых относятся самцы – трутни

1. отряд Двукрылые

2. отряд Перепончатокрылые

3. отряд Жесткокрылые

4. отряд Равнокрылые

 

 

Часть Б

Выберите несколько правильных ответов

 

 1.Выберите признаки, характерные для   членистоногих:

1.самый многочисленный тип животных;

2.тело сегментировано;

3.в основном ведут паразитический образ жизни;

4.роль внутреннего скелета выполняет хитиновый по­кров;

5.органы чувств развиты плохо;

6.органами зрения служат простые и сложные  глаза;

7.замкнутая кровеносная система;

8.раздельнополые

9. у некоторых конечности превратились в крылья;

10. развитие с превращением  и без превращения

 

                       

2. Что из перечисленного характерно для насекомых

Отряда Жуки.

 

А

Две пары крыльев

Ж

Лижущий ротовой аппарат

Б

Одна пара крыльев

3

Гермафродиты

В

Сложные глаза

И

Грызущий ротовой аппарат

Г

Надкрылья

К

Колюще-сосущий ротовой аппарат

Д

Простые глаза

Л

Крылья покрыты чешуйками

Е

Раздельнополые

М

Развитие с полным превращением

 

3.Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЛЕНИСТОНОГИХ

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) внешняя среда

2) кровь

3) полость тела

4) лёгочные мешки

5) трахеяХочу такой сайт

6) жабра

7) дыхательное отверстие

8) ротовое отверстие

 

 

 

4.Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ НАСЕКОМЫХ

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.

   

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) один

2) два

3) три

4) четыре

5) жабра

6) лёгочный мешок

7) трахея

8) кровь

 

 

Часть С.

1.Рассмотрите представителя класса Насекомые — дальневосточного реликтового дровосека. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: строение усиков; количество ходильных ног; тип ротового аппарата; тип развития, отряд.

                                 

                                                         

2.Рассмотрите фотографию и рисунок паука-крестовика. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тело; усики; количество ходильных конечностей; крылья; среда обитания.

 3Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста "Пче­ло­вод­ство", от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

1) Как на­зы­ва­ет­ся тип улья в виде вы­долб­лен­ных дуп­ля­нок, на­по­ми­нав­ших дупло де­ре­ва?

2) При каком типе ульев удаётся мак­си­маль­но со­хра­нить чис­лен­ность пче­ли­ной семьи?

 

ПЧЕ­ЛО­ВОД­СТВО

Пчела с не­за­па­мят­ных времён сде­ла­лась до­маш­ним жи­вот­ным че­ло­ве­ка, ко­то­рый предо­став­лял пче­ли­ной семье под­хо­дя­щее для неё по­ме­ще­ние и вза­мен поль­зо­вал­ся до­став­ля­е­мы­ми ею про­дук­та­ми: мёдом, вос­ком и це­леб­ным пче­ли­ным клеем – про­по­ли­сом. Мёд за­ме­нял собой наш те­пе­реш­ний сахар, а воск давал луч­ший в то время ма­те­ри­ал для све­чей.

В древ­ние вре­ме­на че­ло­век предо­став­лял пчёлам толь­ко дупла лес­ных де­ре­вьев, куда по­се­ля­лась пче­ли­ная семья. Такие дупла на­зы­ва­лись «борти», а этот пер­во­быт­ный спо­соб пче­ло­вод­ства – борт­ни­че­ством. При до­бы­че мёда этим спо­со­бом пче­ли­ные семьи уни­что­жа­лись.

Позд­нее, по мере вы­руб­ки лесов, пче­ло­во­ды вме­сто преж­не­го борт­ни­че­ства стали ор­га­ни­зо­вы­вать спе­ци­аль­ные пло­щад­ки – па­се­ки, где пчёлам предо­став­ля­лись спе­ци­аль­ные ульи в виде вы­долб­лен­ных дуп­ля­нок или колод, на­по­ми­нав­ших дупло де­ре­ва. По су­ще­ству, эти ста­рин­ные ульи мало чем от­ли­ча­лись от борти, и внут­рен­няя жизнь пче­ли­ной семьи оста­ва­лась не­ви­ди­мой для пче­ло­во­да. Пче­ло­вод не знал об­ра­за жизни того одо­маш­нен­но­го жи­вот­но­го, с ко­то­рым имел дело. Че­ло­век не мог на­прав­лять по сво­е­му усмот­ре­нию де­я­тель­ность пчёл, а, до­бы­вая из улья соты с мёдом, по­про­сту гра­бил пчёл, про­из­во­дя огром­ные опу­сто­ше­ния в пче­ли­ной семье. Такой спо­соб пче­ло­вод­ства не поз­во­лял до­бы­вать мёд и воск в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах, по­сколь­ку часто пче­ли­ные семьи не вы­жи­ва­ли после за­бо­ра мёда.

По­это­му в на­ча­ле XIX века был скон­стру­и­ро­ван раз­бор­ный ра­моч­ный улей, со­сто­я­щий из ко­ро­ба, в ко­то­рый встав­ля­ют­ся рамки для сот. Он поз­во­лил ис­поль­зо­вать про­дук­цию пчёл, не при­чи­няя вреда на­се­ле­нию улья, по­сколь­ку рамки, за­пол­нен­ные мёдом и за­пе­ча­тан­ные вос­ком, за­ме­ня­лись на пу­стые. Мёд и воск до­бы­ва­лись, не на­но­ся ощу­ти­мо­го вреда пче­ли­ной семье, а про­цесс про­из­вод­ства про­дук­тов пче­ло­вод­ства стал не­пре­рыв­ным. Осо­бые остеклённые ульи, с по­мо­щью ко­то­рых можно было на­блю­дать за де­я­тель­но­стью пчёл, поз­во­ли­ли со­здать на­уч­но обос­но­ван­ное уче­ние о жиз­не­де­я­тель­но­сти пчёл – пче­ло­вод­ство.

 

 

 

 

 

 

 

Тест по теме «Кожа»

Вариант 1.

А1. Наружный покров тела человека, обеспечивающий терморегуляцию и защиту от болезнетворных микроорганизмов:

1) энтодерма                       2) эпителий                3) кожа               4) мезодерма

А2. Собственно кожа образована тканью:

1) нервной                        2) мышечной        3) соединительной        4) эпителиальной

А3. Производные эпидермиса кожи у человека:

1) молочные железы                        2) ногти и волосы

3) сальные железы                           4) потовые железы

А4. Роговой слой эпидермиса образован:

1) мертвыми клетками эпидермиса

2) живыми клетками эпидермиса, содержащими белок кератин

3) живыми клетками дермы с ороговевшей оболочкой

4) живыми клетками эпидермиса с ороговевшей оболочкой

А5. Волосяные сумки расположены в:

1) эпидермисе                                   2) подкожно жировой клетчатке

3) собственно коже (дерме)             4)  энтодерме

А6. Сальные железы кожи расположены в:

1) эпидермисе                                   2) подкожно жировой клетчатке

3) собственно коже (дерме)             4)  энтодерме

А7. Сужение кожных сосудов:

1) не влияет на теплоотдачу            2) увеличивает теплоотдачу

3) уменьшает теплоотдачу               4) изменяет температуру тела

А8. При повышении температуры окружающей среды сосуды кожи человека:

1) расширяются и к коже притекает больше крови

2) сужаются и к коже притекает больше крови

3) расширяются и к коже притекает меньше крови

4) сужаются и к коже притекает меньше крови

А9. Человек хуже переносит высокие температуры во влажном воздухе, чем в сухом, так как:

1) закупориваются потовые железы          2) затрудняется испарение пота

3) кровь медленнее движется по капиллярам  

4) кровь быстрее движется по капиллярам

А10.Чаще всего тепловой удар происходит в:

1) холодную и влажную погоду                     2) холодную сухую погоду

3) жаркую сухую погоду                                 4) жаркую влажную погоду

А11. При обморожениях II и III степени следует:

1) растереть кожу                                     2) обработать место обморожения йодом

3) опустить обмороженную конечность в горячую воду

4) прикрыть поврежденный участок чистой повязкой и обратиться к врачу

В1. Установите соответствие между характеристикой слоя кожи и его названием.

Характеристика слоя кожи

Слой кожи

А. Содержит рецепторы

Б. Является наиболее глубоко расположенным слоем кожи

В. Обеспечивает запасающую функцию кожи

Г. Содержит потовые и сальные железы

Д. Состоит из жировой соединительной ткани

Е. Содержит кровеносные и лимфатические сосуды

1. Подкожная жировая клетчатка

 

2. Собственно кожа (дерма)

                                                                   

Тест по теме «Кожа»

Вариант 2.

А1. Эпидермис кожи образован тканью:

1) соединительной               2) мышечной               3) нервной       4) эпителиальной

А2. Потовые железы кожи расположены в:

1) эпидермисе                             2) подкожной клетчатке

3) собственно коже                     4) волосяных луковицах

А3. Меланин в коже защищает организм человека от воздействия:

1) низких температур                2) ультрафиолетовых лучей

3) инфракрасных лучей             4) высоких температур

А4. При влиянии ультрафиолетовых лучей в коже человека образуется витамин:

1) А                             2) В                 3) D          4) E

А5. Испарение пота с поверхности кожи у человека:

1) понижает температуру тела

2) повышает температуру тела

3) не влияет на температуру тела

4) в жару понижает температуру тела, а холод повышает

А6. Подкожная жировая клетчатка:

1) смягчает кожу 

2) защищает организм от переохлаждения и ушибов

3) придает кожи упругость 

4) участвует в потоотделении и выработке меланина

А7. При понижении температуры окружающей среды сосуды кожи человека:

1) расширяются и к коже притекает больше крови

2) сужаются и к коже притекает больше крови

3) расширяются и к коже притекает меньше крови

4) сужаются и к коже притекает меньше крови

А8. Нормальная температура тела человека:

1) 35,4                 2) 36,6                      3) 37,2               4) 38, 4

А9. Расширение кожных сосудов:

1) не влияет на теплоотдачу            2) увеличивает теплоотдачу

3) уменьшает теплоотдачу               4) изменяет температуру тела

А10. При солнечном ударе следует:

1) смазать кожу пострадавшего жиром

2) смочить лоб пострадавшего раствором борной кислоты

3) устранить сквозняки

4) расстегнуть на пострадавшем одежду и положить на лоб холодный компресс

А11. При ожогах  II и III степени следует:

1) растереть кожу и вскрыть пузыри             2) обработать место ожога йодом

3) обработать место ожога спиртом              

4) прикрыть обожженный участок тела чистой повязкой и обратиться к врачу

 

В1. Установите соответствие между характеристикой слоя кожи и его названием.

Характеристика слоя кожи

Слой кожи

А. Предохраняет кожу от ультрафиолетовых лучей

Б. Имеет ороговевшие клетки, защищающие расположенные глубже ткани

В. Содержит кровеносные и лимфатические сосуды

Г. Содержит волосяные луковицы, потовые и сальные железы

Д. С помощью рецепторов воспринимает раздражения внешней среды

Е. Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток

1. Подкожная жировая клетчатка

 

2. Собственно кожа (дерма)

 

 

 

 

 

 

 

9 класс .Приспособленность организмов. Биологические последствия адаптаций.

,

 


   

Вопрос № 1

Отсутствие кишечника у бычьего цепня  можно рассматривать как

 

1. ароморфоз

2. идиоадаптацию

 3. дегенерацию

4. дивергенцию

   

Вопрос № 2

Примером идиоадаптации можно считать

 

1. шерсть у млекопитающего

2. вторую сигнальную систему у человека

3. уплощенное тело у ската

4. челюсти у рыб

   

Вопрос № 3

Примером мимикрии является чередование полос разного цвета на теле

1. некоторых мух

2. зебр

3. жирафов

4. детенышей дикого кабана

   

Вопрос № 4

Зеленый цвет гусениц является

 1. покровительственной окраской

2. предупреждающей окраской

3. мимикрией

4. приспособительным поведением

   

Вопрос № 5

Биологический прогресс характеризуется

 1. высокой численностью

2. уменьшением ареала

3. снижением числа  систематических групп

   

Вопрос № 6

Сходство строения животных, относящихся к разным систематическим группам называется

1. дивергенцией

 2. конвергенцией

 3. дегенерацией

 4. популяцией

   

Вопрос № 7

Крылья птицы и крылья бабочки результат

1. дивергенции

2. конвергенции

3. дегенерации

4. идиоадаптацией.

   

Вопрос № 8

Конечности лошади и ласты у нерпы является примером

1. дивергенции

2. конвергенции

3. дегенерации

   

Вопрос № 9

Конечности крота и медведки

1. дивергенции

2. конвергенции

3. дегенерации

4. идиоадаптацией.

   

Вопрос № 10

Появление легких у лягушки пример

1. идиоадаптаций

 2. ароморфоза

3. дегенерации

 

 

 

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 28.03.2020

Дата обновления: 08.04.2020

Дата публикации: 28.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(87231) 5-19-12

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».